Для замены приводной роликовой цепи в машине или промышленном механизме, необходимо точно подбирать ее по указанным в технической документации параметрам. Выпущенные по разным стандартам цепи не всегда идентичны.
Приводные цепи — широко распространенный механизм передачи усилия от ведущей звездочки к ведомой. Ведущая звездочка устанавливается на валу двигателя или редуктора, а ведомая — на оси исполнительного механизма. Если диаметры звездочек одинаковые, то усилие передается без искажения. При разных диаметрах, усилие может увеличиваться или уменьшаться. В этом случае система «звездочки-цепь» выполняет функции дополнительного или основного редуктора.
Один из наиболее распространенных видов цепей — роликовые. Со дня изобретения такой цепи прошло более 100 лет, а принципиальная конструкция практически не изменилась. Изобрел такую схему, по крайней мере, оформил патент, Ганс Ренольд, но в англоязычной литературе она еще именуется цепь Галля (Galls chain).
Основные части звена:
Роликовые цепи производятся в виде одно, двух и трехрядных гибких приводов, маркируются ПР, 2ПР, 3 ПР…
Рядность приводных цепей влияет на величину допустимого усилия передачи мощности. От однорядных, двухрядные отличаются большей шириной. По сути, это две параллельные однорядные цепи, соединенные по боковой плоскости общими штифтами. Оба звена проворачиваются синхронно, что позволяет использовать двухрядные модификации на высокооборотных приводах, например ГРМ двигателей внутреннего сгорания. Кроме возможности передачи повышенного усилия, двухрядный привод позволяет увеличить ресурс узла, в котором он используется.
Широкое распространение гибкой тяги в машинах и механизмах разных стран происхождения, требуют подбора привода по определенным параметрам. При производстве цепей используется 8 стандартов:
Подбирать приводную роликовую тягу необходимо строго по параметрам, указанным в технической документации на машину или механизм. Несоответствие по шагу, ширине, скорости вращения или металлу изготовления может привести к разрыву цепи, поломке звездочки или всего привода.
Для соединения ветви используются специальные соединительные звенья одного из трех типов — с пружинным замком, подпружиненными валиками или со шплинтом. При установке новой цепи, необходимо устанавливать и новые соединительные звенья. Обычно их прочность несколько ниже, чем основных звеньев. В спецификации это должно быть указано.