Ключевой задачей при выборе цепной передачи выступает правильное определение ее основных параметров, обеспечивающих эффективность последующей эксплуатации и оптимальную работоспособность. При этом необходимо учитывать наиболее частые причины повреждений конструкции, в число которых входят:
Приведенный перечень основных видов повреждений наглядно показывает, что наиболее слабым местом цепной передачи в большинстве случаев выступает цепь. Именно ее долговечность, как правило, определяет нормативный срок эксплуатации всей конструкции.
В свою очередь, на надежность цепи наибольшее влияние оказывает устойчивость к износу, которой обладают шарниры.
Параметр их износостойкости является ключевым при проектировании и выполнении расчета на прочность любой цепной передачи.
Долговечность цепи в значительной степени зависит от материала, из которого она изготовлена, и методов термической обработки, используемых при этом. Сегодня разработаны рекомендации и стандарты по подбору материалов для каждого элемента и детали цепной передачи:
Учитывая повышенные требования к прочности и долговечности цепных передач, рекомендуется применять в процессе их изготовления легированные марки стали. Кроме того, целесообразно повышать эксплуатационные характеристики путем использования современных методов и технологий обработки металлов, например, газового цианирования или диффузионного хромирования.
Аналогичного эффекта можно добиться также дробеструйной обработкой или обжатием краев отверстий, которое применяется при изготовлении пластин, используемых в роликовых цепях. В случае, если цепная передача эксплуатируется без смазки или в условиях минимального поступления смазочного материала, целесообразно применять пластины, изготовленные из пластмассы. Выполнение перечисленных выше рекомендаций позволяет добиться требуемой величины ресурса цепной передачи, используемой в стационарной машине. Значение этого параметра составляет 10-15 тыс. часов полноценной работы.
На эффективность использования цепной передачи серьезное влияние оказывают потери на трение. Они происходят в нескольких местах конструкции, в частности:
Наиболее серьезные потери происходят в первых двух пунктах списка. Естественно, снижение из величины выступает одной из ключевых задач при конструировании цепных передач. Для этого используется несколько мероприятий:
В некоторых случаях важное значение для КПД цепной передачи имеет расположение ведущей ветви. Таковой выступает верхняя ветвь, если: