Роликовые приводные цепи— одни из самых востребованных в промышленности и машиностроении. Популярность объясняется выносливостью, возможностью использования в тихоходных и скоростных проводах, разнообразием модификаций и ремонтопригодностью. Наличие роликов в составе звеньев обеспечивает сниженную силу трения между приводом и звездочками, что исключает нагревание и искрообразование.
Разновидности роликовых цепей
Производятся цепи этого вида по нескольким стандартам:
Цепи каждого из стандартов обладают конструктивными особенностями. Между некоторыми моделями разных стандартов наблюдается определенная корреляция, но взаимозаменяемость необходимо проверять по специальным таблицам соответствия.
Однорядные и двухрядные цепи приводов
Особенность конструкции роликовых цепей— чередующиеся внутренние и внешние звенья. Они подбираются таким образом, чтобы перемещение цепи по звездочке было максимально плавным и равномерным. Ролики обеспечивают сниженную силу трения, а шаг звена— плотное прокатывание тяги по радиусу звездочки. Соединение звеньев в непрерывную бесконечную цепь производится при помощи специальных соединительных звеньев, по шагу и размеру практически не отличающихся от обычных. Отличие состоит в наличии пружинного одинарного или двойного замка.
Пластины внешних и внутренних звеньев соединены штифтами, на которых установлены втулки с роликами. Самые популярные приводы — однорядные и двухрядные. Но в каталоге роликовых цепей можно найти и модели с 3, 4 и 5 рядами, рассчитанные на высокие тяговые усилия. Изготавливают цепи на роликах из легированных или углеродистых марок стали, стойких к коррозии и абразивному износу.
Двухрядные и многорядные цепи представляют собой параллельно установленные однорядные, соединенные штифтами увеличенной длины. Многорядные цепи обладают рядом преимуществ:
- увеличенным КПД;
- высокой скоростью вращения;
- устойчивостью к переменным нагрузкам;
- возможностью быстро изменить направление вращения;
- повышенным температурным порогом эксплуатации (до 300 оС).
Двухрядные цепи используют в промышленном оборудовании и машинах, где предполагаются высокие рабочие нагрузки и необходима повышенная надежность привода, которую не могут обеспечить однорядные из-за риска разрыва.
ГОСТ 13568-97, маркировка и размеры
Государственный стандарт регламентирует несколько параметров цепей, полностью описывающих их эксплуатационные характеристики. Главные их них:
- шаг звена;
- диаметр валика и ролика;
- дистанцию между внутренними кромками пластин;
- ширину внутренней пластины;
- разрушающую нагрузку.
Основные показатели разных моделей однорядных и двухрядных цепей сведены в соответствующие таблицы.
Название цепи
|
Шаг, мм
|
Диаметр, мм (ролик)
|
Расстояние между внутренними пластинами, мм
|
Диаметр, мм (валик)
|
Длина, мм (валик)
|
Ширина внутренней пластины, мм
|
Предельно-разрушающая нагрузка, кгс
|
ПР-8-4.6
|
8
|
5
|
3
|
2.31
|
12
|
7.5
|
4.6/460
|
ПР-9.525-9.1
|
9.525
|
6.35
|
5.72
|
3.28
|
17
|
8.5
|
9.1/910
|
ПР-12.7-10-1
|
12.7
|
7.75
|
2.4
|
3.66
|
10.5
|
10
|
10.0/1000
|
ПР-12.7-9
|
12.7
|
7.75
|
3.3
|
3.66
|
12
|
10
|
9.0/900
|
ПР-12.7-18.2-1
|
12.7
|
8.51
|
5.4
|
4.45
|
19
|
11.8
|
18.2/1820
|
ПР-12.7-18.2
|
12.7
|
8.51
|
7.75
|
4.45
|
21
|
11.8
|
18.2/1820
|
ПР-15.875-23-1
|
15.875
|
10.16
|
6.48
|
5.08
|
20
|
14.8
|
23.0/2300
|
ПР-15.875-23
|
15.875
|
10.16
|
9.65
|
5.08
|
24
|
14.8
|
23.0/2300
|
ПР-19.05-31.8
|
19.05
|
11.91
|
12.7
|
5.94
|
33
|
18.2
|
31.8/3180
|
ПР-25.4-60
|
25.4
|
15.88
|
15.88
|
7.92
|
39
|
24.2
|
60.0/6000
|
ПР-31.75-89
|
31.75
|
19.05
|
19.05
|
9.53
|
46
|
30.2
|
89.0/8900
|
ПР-38.1-127
|
38.1
|
22.23
|
25.4
|
11.1
|
58
|
36.2
|
127.0/12700
|
ПР-44.45-172.4
|
44.45
|
25.4
|
25.4
|
12.7
|
62
|
42.4
|
172.4/17240
|
ПР-50.8-227
|
50.8
|
28.58
|
31.75
|
14.27
|
72
|
48.3
|
227.0/22700
|
ПР-63.5-354
|
63.5
|
39.68
|
38.1
|
19.84
|
89
|
60.4
|
354.0/35400
|
ПР-103.2-650
|
103.2
|
46
|
49
|
24
|
124
|
65
|
650.0/65000
|
Каждая модель цепи обозначается соответствующим индексом, состоящим из ряда букв и цифр. Род цепи, приводная роликовая, обозначается двумя прописными буквами ПР. Следующие за ними после дефиса цифры указывают на шаг цепи в миллиметрах. На третьей позиции, также после дефиса, — предельно допустимая разрушающая нагрузка. Последняя цифра — вариант исполнения цепи в целом.
Ремонтные детали маркируются по собственной системе, например, соединительные звенья обозначают индексом СПР, переходные — ППР, а сдвоенные переходные — П2ПР. Цифры после индекса, обозначающего вид детали, расположены в таком же порядке, как и в маркировке цепи, например, ПР-12.7-900-2, а запчасти маркируют СПР-12.7-900-2, или ППР - 12.7-900-2.
Двухрядные цепи обозначают маркировкой цепи 2ПР, цифровые обозначения дают ту же информацию, что и для однорядных. То есть, зная порядок записи технических характеристик в индексе, легко расшифровать эксплуатационные возможности привода. Несложно определить его пригодность для конкретной машины, проверив данные по техническому паспорту или сверив с маркировкой ранее установленной цепи, которую нужно заменить.
Название цепи
|
Шаг, мм
|
Диаметр, мм (ролик)
|
Расстояние между внутренними пластинами, мм
|
Диаметр, мм (валик)
|
Длина, мм (валик)
|
Ширина внутренней пластины, мм
|
Предельно-разрушающая нагрузка, кгс
|
2ПР-12.7-31.8
|
12.7
|
8.51
|
7.75
|
4.45
|
35.0
|
11.8
|
31.8/3180
|
2ПР-15.875-45.4
|
15.875
|
10.16
|
9.65
|
5.08
|
41.0
|
14.8
|
45.4/4540
|
2ПР-19.05-64
|
19.05
|
11.91
|
12.7
|
5.94
|
53.4
|
18.2
|
64.0/6400
|
2ПР-25.4-114
|
25.4
|
15.88
|
15.88
|
7.92
|
68.0
|
24.2
|
114.0/11400
|
2ПР-31.75-177
|
31.75
|
19.05
|
19.05
|
9.53
|
82.0
|
30.2
|
177.0/17700
|
2ПР-38.1-254
|
38.1
|
22.23
|
25.4
|
11.1
|
104.0
|
36.2
|
254.0/25400
|
2ПР-44.45-344
|
44.45
|
25.4
|
25.4
|
12.7
|
110.0
|
48.87
|
14.40
|
2ПР-50.8-453.6
|
50.8
|
28.58
|
31.75
|
14.27
|
130.0
|
48.3
|
453.6/45360
|
ISO606 (DIN8187, BS), маркировка роликовых цепей
Используемые в большинстве моделей оборудования и машин европейского производства, цепи выпускают с шагом от 6 до 114,3 мм. По сравнению с приводами, изготовленными по ГОСТ, толщина штифта несколько увеличена, что определяет большую износостойкость. В маркировке используется так называемая имперская система мер, где единицей длины выступает дюйм (инч).
Индекс обозначения цепи содержит три знака:
- шаг;
- серию;
- количество рядов.
За единицу длины шага выбрана 1/16 дюйма. То есть если в маркировке на первом месте стоит 12, то это не 12 миллиметров или дюймов, а 12/16 дюйма. Выглядит маркировка приводных цепей так: 12В-2. Буква «В» обозначает серию цепей по британскому стандарту. Если в индексе указана буква «А», то цепь произведена по требованиям американского стандарта. Чтобы более точно определить характеристики модели, нужно обратиться к справочнику или соответствующей таблице. Расшифровка маркировки цепи позволяет определить, какого типа привод используется в машине или механизме, и как подобрать замену.
Часто цепи европейского производства маркируют аббревиатурой DIN, что обозначает Deutsches Institut für Normung, то есть, немецкий национальный стандарт. Но так как Германия является членом международной организации, занимающейся вопросами стандартизации в странах Евросоюза, то нормативы DIN и ISO одинаковые. За единицу измерения шага роликовой цепи, как и в британском стандарте, выбран дюйм, точнее, 1/16 часть этой единицы длины, хотя в Германии и большинстве стран Европы используется метрическая система с единицей длины миллиметр.
ANSI B29.1M, обозначение роликовых цепей
Определить, что означает маркировка цепи по американскому стандарту тоже несложно. Здесь также используется имперская система мер, но единицей шага выбрана уже 1/8 дюйма. Шаг стандартных цепей находится в пределах 0,25–3 дюйма. Отличаются американские роликовые цепи от европейских сниженным диаметром соединительного штифта, но более массивной пластиной. Только цепь с индексом 5 (5/8 дюйма), оснащена штифтом и втулкой большего, чем у европейских аналогов диаметра.
Но в конструкции цепей из США предусмотрены специальные канавки для поступления масла на штифты. Это значительно снижает силу трения и, соответственно, увеличивает ресурс. По сроку службы приводы ANSI не уступают изготовленным по другим стандартам.
В маркировке также три элемента. На первом месте стоит цифра, указывающая на количество восьмых долей дюйма. Вторая цифра—0, это индекс роликовой цепи по стандарту ANSI, а на последнем месте стоит число, показывающее рядность роликового привода. При выборе американской цепи необходимо помнить, что длина штифта у звена уже, чем в европейской или российской цепи. Поэтому необходимо проверить не только шаг, но и толщину звездочки. Может случиться так, что привод окажется слишком узким для механизма.
Взаимозаменяемость цепей
Чтобы купить приводные цепи и не ошибиться с размерами, необходимо воспользоваться специальными таблицами соответствия. Не все модели взаимозаменяемые. Но большинство самых распространенных приводов можно подобрать, выбирая в каталоге разных стандартов. Например, цепи 06В1 по BS/ISO полностью соответствует отечественная ПР9.525-9.1. А цепь 60-1 по ANSI является аналогом ПР19.05-31.8.
Обозначение по BS/ISO
Европейский стандарт
|
Обозначение по ANSI
Американский стандарт
|
Обозначение по ГОСТ 13568-97
|
06B-1
|
|
ПР9.525-9.1
|
08B-1
|
|
ПР12.7-18.2
|
10B-1
|
|
ПР15.875-23
|
|
60-1
|
ПР19.05-31.8
|
|
80-1
|
ПР25.4-60
|
Если в вашем распоряжении нет соответствующих таблиц, то обратившись в интернет-магазин завода ТЗЦ, достаточно назвать марку цепи по одному из стандартов. Сотрудники найдут аналогичный привод и вышлют вам цепь нужного размера.