Изделие представляет собой соединенный набор из множества одинаковых металлических элементов – роликов, пластин, шарниров. Готовая конструкция подвижная и гибкая, обеспечивает передачу вращающего момента. Приводные цепи используются в составе многих механизмов, в технике на протяжении десятков лет, что объясняется высоким КПД (до 98 процентов), а также надежной и простой конструкцией. Условие продолжительной эксплуатации без поломок и частой замены изношенных элементов – своевременная смазка узлов в соответствии с рекомендациями производителя.
По конструкционному исполнению подразделяются на три больших категории. Особенности каждого вида приводных цепей:
Роликовые. Содержат внутренние (соединены с втулками неподвижно) и наружные звенья. Шарнирное соединение обеспечивается за счет валиков, которые проходят через втулки и соединены с внешними пластинами. Количество рядов – от 1 до 4, звеньев – только четное число.
Втулочные. Однорядные или двухрядные цепи без роликов. Стоимость ниже, чем у роликовых, но разнообразия по шагу нет, он стандартный (9,525 миллиметров у ПВ).
Зубчатые. Оснащаются направляющими и основными пластинами (обеспечивают соответственно центровку цепи и соединение со звездочкой). Скоростные характеристики лучше в сравнении с втулочными и роликовыми разновидностями. Минус такой конструкции – значительный вес, что уменьшает набор вариантов эксплуатации.
Мировая промышленность использует несколько стандартов при производстве цепей. Например, в странах Евросоюза действуют требования ISO-606, в США – ANSI-B29.1M, а в России - ГОСТ 13568-97. Ключевые параметры приводных цепей во всех стандартах одинаковые:
расстояние, разделяющее внутренние пластины;
значения разрушающей нагрузки;
шаг;
диаметр штифтов, роликов.
В разных стандартах используются различные единицы измерения для шага. В российском ГОСТ – миллиметры, в ISO и ANSI – дюймы. Отличия есть и в требованиях к маркировке – российским стандартом предусмотрено указание разрушающей нагрузки, что не требуется в Европе и США. Приобретая оборудование, нужно учитывать отличия между продукцией отечественных и зарубежных компаний-производителей, так как цепи не всегда совместимы, взаимозаменяемы.
Повсеместное распространение данной продукции объясняется следующими факторами:
Плавность хода, без рывков и заклиниваний.
Износоустойчивость, при условии регулярной и достаточной смазки.
Высокий КПД, так как передача энергии с вала на вал происходит с минимальными потерями.
Возможность ремонта – чтобы вернуть неисправную цепь в рабочее состояние, достаточно заменить поврежденные звенья.
Преимущество втулочной цепи в сравнении с роликовой – меньший вес (слабее механические воздействия). Также нет строгих требований по смазке, тогда как ролики нужно регулярно смазывать, чтобы уменьшить трение и сопутствующий износ.
Приводные цепи применяются во множестве хозяйственных отраслей, в промышленном оборудовании, транспортных средствах. Подробнее о сферах эксплуатации:
грузоподъемные механизмы;
автопромышленность;
сельскохозяйственная техника;
буровое оборудование;
металлургическая промышленность.
Широкое распространение получили роликовые приводы, которые используются для перемещения полотна конвейерных линий. Изготавливаются из нержавеющей стали специальных марок, так как применение смазки не допускается (есть риск, что смазочный материал попадет на продукцию, перемещаемую конвейером).