Цепная передача – это разновидность передач с гибкой связью, при которой происходит вращательное движение между удаленными параллельными валами при помощи двух звездочек с зубчиками и охватывающей их цепи, состоящей из нескольких звеньев.
Основным отличием данного вида передачи от ременного аналога является возможность установки цепного вида исключительно на параллельные валы.
Существуют следующие виды механизмов с зацеплением, которые применяются в различных отраслях:
Грузовые. Служат для подъема грузов при скорости не свыше 0,5 м/с.
Тяговые. Так называемые «транспортеры» применяются для перемещения грузов при скорости не свыше 4 м/с. По сравнению с грузовым типом имеют больший шаг цепи.
Приводные. Долговечный тип цепи с износоустойчивыми шарнирами используется при передаче энергии при различных скоростях.
Также цепные передачи классифицируют по дополнительным признакам:
Тип. Различают роликовый, втулочный, зубчатый. Роликовые устройства обладают повышенной податливостью благодаря изогнутым пластинам.
Кол-во звездочек. Существуют двухзвенные и многозвенные виды.
Положение звездочек. Они бывают наклонены горизонтально или вертикально.
Метод регулировки цепи. Применяют натяжное устройство или специальные звездочки.
По используемой конструкции представленные цепные передачи могут быть двух видов: закрытыми и открытыми.
Благодаря возможности передачи значительных мощностей (около 5000 кВт) при значительной скорости (около 30 м/с) механизмы применяют:
На средних расстояниях между осями с применением паразитных шестерней (а также промежуточных ступеней), если они не направлены на получение необходимого показателя отношения между крутящими моментами валов.
При трудновыполнимых требованиях к размерам.
Если при работе не должно быть проскальзывания, которое препятствует использованию открытой передачи с одним или несколькими ремнями (клиноременной).
Представленный механизм применяют в сфере транспорта при производстве мотоциклов, велосипедов и грузовой техники. Широкое распространение устройства получили в сельхозмашинах, а также в машиностроении химической и нефтяной отрасли.
Достоинства цепной передачи:
Возможность передачи повышенных нагрузок с постоянным передаточным числом.
Относительная компактность из-за меньшего расстояния между осями.
Одна цепь способна передавать момент нескольким звездам.
Передача движения на расстояние до 8 м, чего не может достичь, например, зубчатый механизм.
Конструкция обеспечивает относительно низкую радиальную нагрузку на вал.
Передача высокой мощности до 5 тыс. кВт.
Полное отсутствие проскальзывания.
Высокий Коэффициент полезного действия (КПД) - ηmax>> 0,9÷0,98).
Простая замена деталей.
Недостатки:
Относительно высокая стоимость цепей в передаче.
Необходимость монтажа на картерах.
Колеблющийся показатель передаточного отношения.
Сильно изнашиваются из-за отсутствия жидкостного трения в шарнирах.
Требовательность к точности установки крутящих валов.